Забытые игры прошлого

Забытые игры тихо растворяются среди своих ярких потомков, уходят в тень и пропадают где-то на страницах исторических книг. Названия их, перешедшие в пословицы и поговорки, становятся просто веселой абракадаброй, утрачивают значение и смысл.

Самыми популярными среди спортивных развлечений прошлого были всевозможные варианты игры в мяч. Небольшие кожаные шары, которые легко ложились в руку, расшивали золотом, украшали гербами и окружали заботой. В известной сказке принцесса умудрилась потерять свой золотой мячик — и ради того, чтобы его вернуть, согласилась целый день служить лягушке. Не менее знамениты были игры в шарики — каменные, металлические, деревянные или из драгоценной слоновой кости.


Вельможи приобретали шары из малахита, бирюзы, благовонного можжевельника или тяжелого самшита; дорогие игрушки инкрустировали мастера по драгоценным металлам. Правила  игры весьма просты и остались неизменными по сей день: по "болванчику" нужно попасть своим шаром (покатить его или кинуть). Вариаций этого правила множество: тут и кегли, и крикет, и бильярд, и даже керлинг. В верховые играх сочетались искусство управления лошадью и умение метко бросать или ловить мяч. Поскольку набитый песком или опилками мячик не подпрыгивал и не особо шустро катился, ему придавали скорость битами-молотками или же старались подхватить с земли, проявив чудеса вольтижировки. Развлекаться мячами и шариками предпочитали на лоне природы. А вечером, когда тепло и мягкий свет каминного огня наполняют человека блаженным покоем, на столиках раскладывали другие игры. Тут уже не требовались ни точный глазомер, ни крепкие мускулы — только хитроумие, память и немножко удачи.

Астрагали,бабки, кочи суставные косточки, которые использовали для игры
Во время игры косточки выбрасывались попарно или по три штуки. Целью игры таранными костями было выбросить наибольшее количество очков или количество очков наиболее близкое или превышающее какое-либо заданное. Суставные кости использовались для игры до тех пор пока римляне не начали изготавливать из различных материалов кубики симметричной формы и одинаковой плотности, чтобы обеспечить более случайные результаты бросков. Среди используемых материалов была слоновая кость, камень, дерево, янтарь, зубы животных и человека. Некоторые кости изготавливались в виде пирамидок, но более популярными были шестигранные кубики, которые используются и по сей день. Кубические кости, изготовленные около 3000 до н.э. были найдены в Месопотамии, а в Египте нашли кости, изготовленные около 2000 до н.э.

http://activebet.ru/blog/other_articles/post/28


Тавлеи(тафл, фидхелл) завезли в Европу из стран Востока, но самыми ярыми поклонниками и распространителями этих древних шашек оказались скандинавы. Притом играли в тавлеи не только конунги и их супруги, но и простые воины. Забавно, но лохматых  вооруженных до зубов викинги,играли в шашки!


Конечно, шашками эту игру можно назвать весьма условно. Скорее, это предшественница го и современных шашек одновременно. Встречались доски с четным и нечетным количеством полей, большие и маленькие, с разными фишками и не менее разнообразными правилами. Использовались как прорезные столешницы, где на каждой клетке поля было гнездо для фигуры, так и гладкие. Для передвижения шашек по гладкой доске знатные люди часто использовали нечто вроде лопаточки, миниатюрную копию тех, что ныне используют крупье в казино.

Состоятельный игрок считал своим долгом заказать дорогую доску, . Доски инкрустировали золотом и перламутром, фишки вырезали из слоновой кости, полудрагоценных и драгоценных камней, янтаря, рога, отливали из цветного стекла, украшали рисунками или тонкой резьбой. Люди  играли деревянными фигурами, конскими зубами или овечьими бабками на простых деревянных полях.
На основе тавлей появились и игры-головоломки. Одна из самых известных — "Лиса и гуси" (в русском позднем варианте это "Волк и овцы"), в которой одна фигура действует против нескольких. "Гусям" следует окружить "лису" так, чтобы у нее не осталось свободных ходов, а ее задача, в свою очередь, съесть как можно больше "гусей".

Греческий историк и биограф Плутарх в “Сравнительных жизнеописаниях” повествует о том, как царь персов Артаксеркс играл в кости со своей матерью Парисатидой. Игра эта примечательна тем, что послужила орудием страшной мести. У Артаксеркса был брат Кир, который хотел захватить власть и пошел войной на царя, однако  был повержен и казнен. Парисатида, желая отомстить старшему сыну за смерть младшего придумала коварный план. Она предложила Артаксерксу сыграть с ней в кости. Нужно отметить, что Парисатида мастерски играла в кости, однако умышленно поддалась сыну, чтобы таким образом вынудить его сыграть на более высокие ставки. Парисатида предложила поставить на кон евнухов и Артаксеркс согласился. В качестве ставки царя выступал евнух, который казнил Кира. Парисатида выиграла партию в кости, забрала свой выигрыш и жестоко с ним расправилась, таким образом отомстив за сына.


http://activebet.ru/blog/other_articles/post/30



Другая игра-головоломка называлась мерелы, и правила ее походили на "крестики-нолики": у соперников по девять фишек, которые они по одной выставляют на поле, стараясь составить ряд из трех своих или помешать противнику заполнить его ряд. Когда кому-то удается сложить линию, он снимает с доски одну из фишек соперника. Игра простая, правила легкие, а поле можно было начертить на любой ровной поверхности. Поэтому выцарапанные "доски" мерелов находили на скамьях кораблей, на каменных тумбах и даже на сиденьях в церквях!

Во многих местах археологических раскопок ученые обнаружили четырехгранные таранные кости датируемые 6000 до н.э. и шестигранные кубики от 3000 до н.э., на гранях которых точками обозначено их достоинство. Обнаруженные игральные доски того же периода дали ученым представление о том, что люди, населявшие Месопотамию в то время играли в настольные игры, которые структурно схожи с современными нардами. Количество очков, которое выпадало после броска костей определяло на какую отметку игрок мог передвинуть свою фишку на доске.


Набор для месопотамской игры "ур" - древнейшей настольной игры в мире - включает в себя доску, 14 фишек и 3 тетраэдра. Набор хранится в Британском музее, ему около 5000 лет.


http://activebet.ru/blog/other_articles/post/30


http://activebet.ru/blog/other_articles/post/30

Шахматы приехали в Европу  в 10-11 веках распространились по всей Испании с волной арабского нашествия, а затем — и по другим христианским странам. Яркая стратегическая игра сразу привлекла внимание, несмотря на то, что церковь поначалу встретила ее в штыки. Шахматные фигурки легко поддавались символическому переосмыслению, превращаясь в королей, рыцарей , епископов, купцов и ремесленников, что уже граничило с ересью. Следует помнить, что в средние века одним из самых зловредных проявлений магии считались волшебные фигурки — если колдун сделает такую игрушку из дерева или воска, назовет ее именем врага и причинит ей какой-либо вред, то и реальному противнику мага придется худо.
Но шахматы были весьма популярны среди знати и королевских особ, поэтому церкви пришлось скрыть свои опасения и смириться с существованием игры. И уже к 14 веку шахматы признали необходимым элементом воспитания дворянина.
Короли и поэты писали трактаты, посвященные шахматным этюдам. Лучшие художники трудились над изысканными миниатюрами для игры. Сотни слонов были убиты, чтобы из ослепительно-белых бивней были выточены рыцари и солдаты для войны на деревянных полях.

С Востока крестоносцы привезли и другую забаву, которая быстро завоевала всю Европу — это карты. Первая известная игра называлась тарок (по имени колоды). Конечно, и здесь появились многочисленные рыцарские символы, сменившие первоначальные языческие рисунки. За несколько десятилетий все масти изменились настолько, что на Востоке их вряд ли бы признали.
Сначала четыре масти были разноцветными — зеленые Жезлы, желтые Монеты, синие Мечи и красные Кубки. Эти символы быстро менялись, потому что для игры, а не для гадания, мистическое значение рисунка совершенно неважно. Мастера довольно скоро смешали краски, больше стараясь создать красивый узор, нежели заботясь о цветовой гамме масти. Жезлы превращались в посохи, посохи — в пики; мечи стали скрещенными шпагами, желудями и листьями, в конце концов став трефами; кубки сменялись книгами и сердцами (червы); а золотые монетки побывали и солнцем, и факелом, и бубенчиком, прежде чем приняли знакомую нам форму.
Игроки, конечно, усовершенствовали гадальную колоду, выбросив из нее все лишние карты, что не укладывались в правила. Фигур оставили только по четыре на каждую масть: король (фараон), дама (сивилла), валет (всадник) и вестник. Иногда для пущей сложности добавляли карту шута (джокер) — одну на всю колоду.
Карты сразу стали одним из самых азартных развлечений. Карточные игры запрещали с 13 века; картежников били кнутом и розгами, а шулеров вешали — если, конечно, удавалось вырвать их живыми из рук разъяренных обманутых игроков. Но знать проигрывала поля, замки и крестьян, а крестьяне проигрывали последние припасы и родных детей. Как тут было не посчитать карты изобретением дьявола?!
Изготавливали карты рисовальщики и граверы, иногда придавая фигурам черты знаменитых королей и дам прошлого. Искусство художников ценилось так высоко, что ради других их работ власти готовы были смириться даже с картами. Но не спешили признавать зловредную игру.


Поэтому-то вряд ли в средневековом трактире могли играть в карты на деньги открыто, как обычно это расписывают авторы — разве что в потайных комнатах и подвалах.
Строго относились власти и к игре в кости. Эта древнейшая из азартных забав человечества известна повсюду. Историки предполагают, что изначально роль кубиков исполняли путовые косточки животных (так называемые астрагалы). Потом кости стали делать из глины и дерева, сначала вдавливая грани, подражая природным формам. Древние египтяне создали, пожалуй, самые замысловатые из игральных костей — от пирамидальных до многогранных призм, похожих, скорее, на шарик (подобные сейчас используются во многих играх, например, в ролевой Dungeons & Dragons). Но наибольшую популярность приобрели, конечно, шестигранники.
Надо отметить, что со времен Древнего Рима кубики мало менялись — разве только с ними поработала искусная рука шулера. И если посмотреть на мраморные и сердоликовые кости, которые выставлены в Эрмитаже, и сравнить их с теми пластиковыми, что продаются в нынешних киосках, то сходство будет несомненным. Поистине, куб — форма совершенная, не требовавшая изменений.
Чего не скажешь о правилах. Каких только игр с кубиками ни изобрели за минувшие века! Кости сопровождали тавлеи (получились, например, игры триктрак и табула, весьма похожие на нынешние нарды). Еще в кости играли по тем же правилам, что и в шарики — стараясь попасть кубиками по "болванчику" или бросить их с отскоком от бортика поля. Были и правила только для кубиков. Разметки на гранях рисовали произвольно, а для некоторых игр делали кубики и с вовсе непривычными нам числами: например, 3,4,4,5,5,6 (такой нашли при раскопках в Дублине). Для броска по большей части использовали стакан, чтобы исключить мухлевание.


Конечно, искусный шулер всегда находил лазейку. Когда некоторые из найденных археологами кубиков просветили рентгеном, то обнаружили внутри пустоты, залитые свинцом. Таким образом, шулер делал кубик с утяжеленной гранью, чтобы при броске получать наибольшее число. В рассказах и протоколах упоминаются также кости с инкрустированными метками, часть из которых делалась легкими металлами, а часть — тяжелыми, чтобы получить смещенный центр тяжести.
Но такое развлечение было грубоватым для дам. Им средневековые мастера придумали иную забаву — игру в бирюльки. Разнообразные мелкие фигурки ссыпались в плотный мешочек, и участники по очереди особой удочкой вылавливали их оттуда. В другом варианте той же игры фигурки горкой выкладывали на стол, и нужно было аккуратно, не рассыпав остальные, снимать по одной. Дело требовало изрядной усидчивости и ловкости. Побеждал тот, кто выудил больше бирюлек.


Те, у кого не было денег на покупку красивых фишек, заменяли их короткими палочками или даже соломинками. А когда карты стали достаточно дешевы и доступны, правила игры в бирюльки стали применять и к ним — так появился "Карточный домик".
Но истинный воин знал, что не только искусство боя и стрельбы дарует его душе счастье. Путь человеческой души к райскому блаженству извилист и труден, многие препятствия подстерегают ее, многие искушения и козни. Недаром символом дороги к богу становится лабиринт. Им украшают полы в храмах, его чертят на оберегах, в него играют.
Так рождаются настольные игры-"ходилки", где фишка передвигается с клетки на клетку по определенному пути. На клетках рисуют ужасных монстров или небесных покровителей, которые либо задержат фишку игрока, либо помогут перебраться на следующий отрезок дороги. Иногда пишут короткие стихи или цитаты из мудрых книг, которые поясняют ситуацию на этом поле.
Викинги позаимствовали подобную игру у египтян и римлян — дорожка представляла собой свернувшегося мирового змея, по которому следовало пройти от пасти до хвоста. Вместо привычных нам кубиков они метали руны, чтобы определить очередность и длительность хода. Игра была одновременно и забавой, и гаданием. Поскольку точного названия этой игры не сохранилось, то сегодня ее называют "Дорогой в Валгаллу" или просто "Валгалла".
Позже подобные лабиринты получили хождение и во всей Европе. Разумеется, священный мистический смысл быстро улетучился, уступив место на полях игры забавным историям и анекдотам. Переходя с клетки на клетку, можно было прочитать целую повесть о приключениях персонажа. Одним из самых любимых персонажей такой игры стал Гусь.


Сначала Гусь был просто символом удачи — если бросок кубика переводил фишку на клетку с изображением гуся, игрок получал дополнительный ход. Потом к этим картинкам стали добавлять шутливые стишки, афоризмы или загадки. Позже рисовальщики сделали птицу героем всего поля, расписав его истории по всем клеткам.
Игра в гусек дожила до начала ХХ века практически без изменений — расширялись только поля и прирастали веселые или жуткие приключения сбежавшей птицы: "Гусь попал к торговцу — ступай на клетку Рынок", "Гусек замерз и улетел в Китай — подожди его два хода", "Гусек увидел лису и переплыл реку, оставив ее с носом". Не правда ли, напоминает знакомые игры?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Активный отдых в Грузии

Египетский обелиск ипподрома Константинополя: пьедестал

10 советов в помощь туристам - россиянам, путешествующим по Грузии