Египетский обелиск ипподрома Константинополя: пьедестал

В 203 году н.э., задолго до расцвета Византийской империи, император Септимий Север повелел возвести грандиозный Ипподром. Эта арена, поражающая своими размерами (117,5 метров в ширину и около 400 метров в длину), быстро стала сердцем общественной жизни города.



Археологические исследования XX века приоткрыли завесу тайны над некоторыми конструктивными особенностями Ипподрома. Оказалось, что ряды трибун и спина (разделительная полоса по центру) не были идеально параллельны. Возможно, это было сделано намеренно, чтобы усилить зрелищность состязаний. Сужение доожек внуждало колесницы теснить друг друга, добавляя драматизма гонкам.

Зрители Ипподрома располагались с комфортом. Ширина одного места составляла 70 см, а высота - 38 см. В проходах между трибунами были уборные и торговые лавки, где можно было купить закуски и напитки. А от палящего солнца отдыхающих защищали гигантские тканевые навесы.

Остатки аркм проходов и скамьи

В дни грандиозных представлений Ипподром мог вместить до 100 тысяч человек. Здесь кипели страсти, разворачивались нешуточные состязания, а азартные болельщики поддерживали своих фаворитов.

На беговом стадионе две дорожки разделял элегантный деревянный барьер, украшенный колоннами и статуями. Три из этих монументов дожили до наших дней, и один из них станет героем нашего рассказа.

Египетский обелиск, высеченный из розового гранита, был создан между 1457 и 1448 годами до нашей эры. Фараон Тутмос III воздвиг его в храме Амона в Фивах, отмечая свои триумфы над царством
Митанни, раскинувшимся к востоку от Евфрата. Храм этот стоит и по сей день, и на нем отчетливо видно место, где некогда гордо возвышался обелиск.

Идею перевезти обелиск в новую столицу империи, Константинополь, зародил император Константин Великий. Однако, реализовать этот грандиозный план довелось его сыну, Констанцию. Обелиск был доставлен в Александрию, где его ждала новая судьба.

Сохранилось письмо Юлиана Отступника, преемника Констанция, адресованное александрийцам. В нем он с негодованием описывает языческие ритуалы, совершаемые у подножия обелиска: поклонение камню, ночевки на его вершине. Юлиан, будучи противником суеверий, видел в этом угрозу веры в богов. Император повелевает доставить обелиск в Константинополь, пообещав взамен колосса со своим изображением. В Александрии действительно воздвигли колосса, о котором ходили легенды, будто он бродил по ночам по городу.

Юлиан Отступник не дождался прибытия обелиска: он погиб через год. О дальнейшей судьбе монумента в этот период известно немного. Предположительно, во время транспортировки он сломался: его верхняя часть (около 10 метров) ещё в ранний османский период стояла отдельно.

В 390 году, под руководством префекта Прокла, оставшиеся части обелиска (высота 19,6 метра) были водружены на составное мраморное основание. Так монумент обрёл новую жизнь, став одним из символов могущества Византийской империи.

На северо-западной стороне обелиска, у входа в Музей турецкого искусства, находится надпись, посвященная фараону: "Гор, могучий бык, любимец бога Ра, царь Верхнего и Нижнего Египта. Его лик неизменен, он обладает вечным величием, дарованным ему богом Ра. Атон воспитал его, как дитя, на руках божественной матери Нейт. Предначертано ему стать царем-завоевателем, владыкой времени, чей срок жизни продлен безгранично..."

Для жителей Византии иероглифы на обелиске были загадочными символами, смысл которых оставался недоступным. Расшифровка иероглифов стала возможной лишь в 19 веке, спустя много веков после падения Византии. Обелиск для византийцев трофей - символ победы над культурой  древних египтян. Монумент, некогда являвшийся центром поклонения в Египте, стал украшением, был выставлен на потеху публике на ипподроме Константинополя. Со временем жители города утратили связь со своим античным наследием. Непонимание смысла античных статуй и памятников породило суеверия и страх перед ними. На протяжении веков предпринимались попытки разгадать тайну египетских письмен. Ходили легенды о мудреце, сумевшем прочесть текст, но ужаснувшемся его содержания. Загадка обелиска усиливается в османскую эпоху.  Для османов, правивших Константинополем после византийцев, уже весь обелиск, включая его византийскую часть, был окутан тайной.

На вершине обелиска когда то красовалась огромная медная шишка, которая упала и разбилась во время землетрясения в октябре 869 г. Постамент мраморный, специально под обелиск изготовлен в 390 г. и украшен рельефами. 

В верхней части северо-западной грани запечатлены зрители, заполнившие трибуны Ипподрома. Внизу же, на арене, предстает сцена подношения даров варварами в знак покорения.

Три фигуры справа, облаченные в меховые одежды, кожаные ботинки и длинные узкие штаны (браки, откуда и произошло слово "брюки"), – это германцы. Во втором ряду угадываются две фигуры с негроидными чертами. Слева же изображены три персонажа в широких штанах-анаксиридах, кафтанах с рукавами и фригийских колпаках. Это персы. Перед нами не просто реалистичная картина, а символическое изображение господства Империи над всеми тремя известными в то время континентами

В центре трибуны возвышалась императорская ложа – Кафизма. В ней восседали сыновья Феодосия Великого – Гонорий и Аркадий, наследники престола, которым суждено было стать правителями Западной и Восточной частей империи. Феодосий I Великий, последний император единой Римской империи, наследие которого после его смерти в 395 году было разделено на два государства: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, известную как Византия.

Ниже идет надпись по-гречески, сочиненная элегическим дистихом: “Столетиями я лежал на земле бесполезным грузом. Пришел Феодосий, и я взлетел, благодаря Проклу.” Феодосий отсутствовал в течение всего 390 г.,  вернулся лишь в ноябре 391 г. Похоже, что Прокл заказывал надпись сам и придворный стихотворец хотел выслужиться именно перед ним.

На юго-западной стороне обелиска вертикальная надпись иероглифами гласит: "Гор, могучий бык, воплощение истины, царь Верхнего и Нижнего Египта, чей лик неизменен. Сотворенный Ра, он пересек Евфрат, ведомый силой и победой, во главе своего войска, и учинил там великое кровопролитие".

Ниже, на постаменте, вновь изображены трибуны Ипподрома. Под Кафисмой видны ворота, ведущие во Дворец. В нижнем регистре представлены сцены колесничных бегов. На Спине возвышается статуя Ники на колонне, а рядом два обелиска и оварий - высокая платформа, где некогда стояли семь деревянных яиц, опускавшихся по одному после каждого круга

На юго-восточной стороне обелиска, обращенной к Голубой мечети, высечена иероглифическая надпись:

"Могучий Гор, бык Фив, царь обеих корон, подобный Ра на небесах. Золотой Гор, блистающий славой, всесильный владыка Верхнего и Нижнего Египта. С неизменным ликом, избранник Ра, он воздвиг сей обелиск в память о своем отце, Амоне-Ра, повелителе трона обеих земель."

На рельефе запечатлена трибуна, расположенная под Кафисмой. Здесь, на стаме, император награждал победителей. В центре композиции изображен император Феодосий, держащий в руках венок. Вокруг него расположились члены царской семьи, охрана и чиновники. Ниже трибуны – зрители, а также танцоры и музыканты, которые развлекали публику представлениями в перерывах между соревнованиями. По обе стороны от оркестра можно увидеть первые в истории изображения духовых, а не гидравлических органов.


На латинском языке, гекзаметром, изваяна надпись. Эта часть обелиска была обращена к трибуне, где восседают чиновники, из Рима, чуждые эллинской речи. “Некогда я с трудом подчинялся кротким владыкам, даже имея приказ объявить о победе после уничтожения тиранов. Феодосию и его вечным потомкам покорно все! Я был побежден и обуздан в течение тридцати дней. Под руководством Прокла я вздымаюсь к небесам”.



Северо восточная грань: “Гор, с высокой короной, любимый Ра, царь Верхнего и Нижнего Египта, господин диадемы, тот, кого коронует Маат, любимый обеими странами, с неизменным ликом, подобие Ра, хозяин победы, одолевающий любую страну, он отодвинул свои границы вплоть до крайнего юга, а на севере вплоть до Междуречья”.

На массивном мраморном постаменте высечен император Феодосий. В его руке свиток, а за спиной, как предполагают, изображен Прокл. Над отверстием, предназначенным для водопроводной трубы, красуется лабарум, знамя первых христиан. Ниже цоколя - величественные ворота Дворца.

Отверстия в основании постамента - это следы труб, по которым когда-то подавалась вода. В нижней части цоколя запечатлен момент установки этого самого обелиска.

Справа от обелиска на рельефе видны своды Карцеров. Это стойла, из которых по сигналу вылетали колесницы. Они располагались в северной части арены, там, где сейчас разбит скверик вокруг фонтана Вильгельма II. Высокая стена, прорезанная двенадцатью воротами, окружала это сооружение. Восемь ворот предназначались для зрителей, а четыре - для колесниц. Именно эти ворота и назывались Карцерами.

Ипподром в Византии - это не просто архитектурный памятник, это символ целой эпохи, отражающий величие империи, любовь к зрелищам и пылкий характер ее жителей. Египетский обелиск и сегодня украшает площадь Ахмедие в Стамбуле, бывшем Константинополе. Сегодня обелиск рассматривается как памятник, соединяющий в себе разные эпохи и культуры и служит напоминанием о величии древних цивилизаций и о сложном пути, пройденном человечеством.Он является ярким напоминанием о величии Римской и Византийской империй, а также о богатой истории этого региона.

По материалам книги Сергея Иванова "Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя"



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Активный отдых в Грузии

10 советов в помощь туристам - россиянам, путешествующим по Грузии